День памяти украинского кино

А вы видели отечественные фильмы?

11.09.09, 17:50

12 сентября в Украине отмечается День украинского кино. На написание этой колонки меня натолкнул звонок пресс-секретаря одной из кинокомпаний. "Вы знаете, что скоро ТАКОЙ праздник? Мы можем устроить вам интервью с нашим генеральным продюсером". С одной стороны, украинское кино есть. А, с другой - вопросов к продюсеру нет. О чем спрашивать? Кто виноват в том, что в кинотеатрах мы видим только афиши с лицами голливудских звезд или Дюжева с Безруковым?

Одно время модно было все неудачи в украинском кинематографе списывать на тупого зрителя - мол, да что тут снять можно, если народу интересны только стрелялки и секс, да побольше. Но больше обвинить нас - зрителей не получится. Все чаще в Украине организовывают показы зарубежных артхаусных фильмов - "Линия испанского кино", "Новое Британское кино", "Азия-кино". И их организаторов не пугает даже пресловутый кризис - скоро будут еще премьеры. А что у нас?

Раньше в неудачах украинского кинематографа винили зрителя

Можно ожидать нового материала от известных украинских режиссеров. Но за 10 лет мы увидели фильмы "Богдан Хмельницкий" Николая Мащенко и "Молитва о гетмане Мазепе" Юрия Ильенко за 2,8 млн. долларов, который и критики, и зрители разнесли в пух и прах. А что сказать, если стереотип: "украинец - это непременно или казак с "оселедцем", или гетман с булавой" порядком надоел даже самым ярым патриотам. Возможно, мэтрам стоит чаще ездить в метро и ходить по улицам, чтобы быть ближе к простому народу, то есть к своей аудитории, от которой они хотят и внимания, и денег за билеты?

Но вернемся к показам европейского кино. Я просмотрела все фильмы испанской и португальской линии. Простые истории о простых людях (не королях и не гетманах) с обычными и понятными каждому из нас проблемами - денег не хватает, любимого человека найти трудно, друзья предали, на работе проблемы. И на эти некостюмированные и немасштабные фильмы украинцы раскупали билеты за несколько дней до показов. Поэтому, возможно, не в ограниченных украинских зрителях дело?

Теперь есть новое хорошее оправдание. Конечно, сейчас снимать тяжело - кризис ведь, это каждому известно. Ну да, кризис. А до сентября 2008 года? Тоже кризис был? Тогда он, скорее, у режиссеров творческий, а это уже не изменить. А, как же, чуть не забыли, вот еще одна причина наших неудач - ну нет в Украине нормального кинопроцесса! Ведь кино должно поддержать государство. Должно, конечно, но поддерживает плохо, если даже такие величины, как Михаил Ильенко, "ходят с шапкой", чтобы завершить съемки начатого фильма. Но это уже давно не новость.

Сегодня все можно списать на кризис

Государство сейчас занято - у него свое кино с героями "Они" и "Она", и боевик, и триллер, и комедия в одном флаконе - выборы же скоро. А пока режиссерам нужно заново знакомиться со своим зрителем. Ведь шаблонов больше нет. Кажется, что его просто боятся снимать - не уверены в положительной реакции зрителей. А как вы думали, господа режиссеры? Сразу ни славы, ни "Оскара" никто не обещал. Метод проб, ошибок, взлетов и падений - самый трудный, но самый действенный. И украинское кино должно быть интересно, в первую очередь, украинцам, а уж потом готовиться на экспорт.

Недавно мне удалось пообщаться с Кареном Шахназаровым. Российский мэтр, обласканный жюри международных кинофестивалей в США, Испании, Великобритании и, естественно, России, задумался и сказал: "А я уже давно не видел украинского кино. А вот Вы лично его видели? Думаю, тоже нет". И манерно затянулся сигаретой. А мне и крыть было нечем. Разве что Бадоевским "OrangeLove", но когда это было! Сейчас многие режиссеры "из новых" горделиво говорят, что ходить и просить деньги на кино у сильных мира сего они не умеют, да и стыдно это. Гордиться на самом деле тоже пока нечем - статус еще не тот, чтобы деньги несли сами. Поэтому как можно обвинять молодых режиссеров в "халтурке" на съемках рекламы и клипов для поп-звезд? Они не ждут, когда деньги им дадут - они деньги пытаются найти самостоятельно.

Молодые режиссеры халтурят, как могут 

Режиссер первого украинского фильма ужасов "Штольня" Алексей Хорошко как-то сказал, что первыми удачными попытками станут фильмы, которые будут снимать крупные украинские телеканалы, как это было в России. Вот и весной отличную кассу собрал фильм "Любовь в большом городе" - правда, с российским режиссером Марюсом Вайсбергом. Вот он, вариант - сходить "на поклон" именно туда. А если идея телепродюсеров не заинтересует, может, не в их ограниченности дело, а идея никудышная?

Мэтры "ходят с шапкой", чтобы завершить съемки

Знаете, вот искренне радуюсь, когда иногда появляются известия о том, что украинские режиссеры получили то "Золотую пальмовую ветвь", как Игорь Стрембицкий, то другой престижный приз. Но, может, у нас украинские фильмы показывают в тайных местах, о которых я не знаю? Окажите любезность - подскажите, где и когда? И, главное, что из нашего вы видели в последнее время?

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
рейтинг
Голосов: 2
материалы по теме: Искусство, Кино, История
комментариев (8) добавить комментарий +
Оля 14.09.09, 23:14 цитировать
Киевлянин - вы еще про украинский футбол вспомните-)))
КИЕВЛЯНИН 14.09.09, 23:10 цитировать
тома: согласна с автором украинскому кино похвастаться особо нечем хорошо что есть русское кино есть что посмотреть

ЗАТО МОЖНО ПОХВАСТАТЬСЯ УКРАИНСКИМ АВТОМОБИЛЕМ-"ТАВРИЯ" НАЗЫВАЕТСЯ.
Оля 14.09.09, 20:35 цитировать
Виталий, назовите хоть один украинский фильм из последних на руссом языке. Что снимают-то? Только популярный, а не фестивальный.
нефтяник 14.09.09, 16:30 цитировать
А почему нигде не вспоминают о том, что в воскресенье в Украине отмечают День нефтегазовой промышленности?
Віталій 14.09.09, 16:29 цитировать
Можна знімати російською і знімають.
Яна 14.09.09, 15:37 цитировать
Все верно, забыли еще одно: державну мову. Вероятно снимать на русском уже нельзя, а кто может балакать-снимать еще не научились. Кричать-то о недостатке мовы было куда полегше, чем что-то сделать. И не в деньгах дело. Снимать можно и в России и в других странах. Было бы что сказать зрителю, а вот с этим и напряг.
тома 13.09.09, 21:34 цитировать
согласна с автором украинскому кино похвастаться особо нечем хорошо что есть русское кино есть что посмотреть
Оля 11.09.09, 23:25 цитировать
Ой как правильно! Для кого снимают наши режиссеры? Про гетьманов и казаков уже давно неинтересно - уже столько фильмов про это снято. Хотя Оксана Байрак пытается про быт снимать, но она такой режиссер, как я баллерина-(((
А про кино я вам, Светлана, ничего не подскажу - сама и хотела бы увидеть, да нет ничего.
 
Загрузка ...
Курсы валют   USD   7,87   7,90
Сегодня на ТВ
00:30 Музыка на Первом кулинарном.
00:35 "Цвет ночи".
02:30 Окончание эфира.
Загрузка...