Эрик Найман: "Политики будут стоять до последнего, не допуская укрепления гривны"

Курс гривны должен составлять 3,2-3,5 грн./$

02.12.09, 10:15

"После выборов рост банковского сектора в Украине будет одним из самых больших в мире... Исходя из покупательной способности гривны курс должен составлять 3,2-3,5 грн./$... Я видел, под какой мусор выпускался рейтинг высочайшего качества, а в этот же момент уникальному украинскому эмитенту присваивался рейтинг "свинарника"... О банковской системе Украины, реальном курсе доллара и предвзятости международных рейтинговых агентств интернет-газете "СЕЙЧАС" рассказал начальник управления финансовых услуг АКБ "Укрсоцбанк" Эрик Найман

- Эрик, в одном из своих недавних интервью Вы говорили о недоразвитости украинского банковского рынка. В чем она проявляется в первую очередь?

- В небольшом наборе инструментов, сервисов и услуг, которые предоставляют банки. В развитых странах они могут предложить намного больше физическим и юридическим лицам как в части кредитов и депозитов, так и в обычных сервисах проведения платежей. Но, надо сказать, что когда на наш рынок пришли европейцы и начали покупать украинские структуры, это в значительной степени повлияло на рынок: буквально за несколько лет отечественные банки сделали огромный шаг вперед.

- Не считаете ли Вы, что сегодня в Украине открылось столько банков, что их уже пора закрывать, и тем самым переходить от количества к качеству?

- Я бы сказал, что банков много не в Украине, а в Киеве, но ведь далеко не все украинцы живут в столице! Тем более, что Киев не является мегарегионом, таким, например, как Москва для России. Киев - просто очень большой город, но есть много других больших городов. И если в столице банков с избытком, то в регионах их не хватает. А в небольших городках и, тем более, селах вообще нет ни банкоматов, ни банковских терминалов, ни даже банковских отделений. Поэтому, когда говорят, что нужно уменьшать количество банков, я с этим не могу согласиться: жизнеспособные структуры должны существовать. Целесообразно открывать "нишевые" банки, которые оказывают определенный, очень ограниченный набор услуг, но на высочайшем уровне.

Кстати, небольшие "нишевые" банки являются наиболее устойчивыми в Европе. Все дело в том, что такие банки знают своих клиентов в лицо, ведь они работают с соседями - теми, кто живет и работает в непосредственной близости. И если человек взял в таком банке кредит, он вернет его обязательно. В противном случае это будет означать, что он не вернул деньги своему же соседу или даже родственнику, который в этот банк положил депозит.

На сегодняшний день доля банковского сектора у нас очень небольшая, и именно по этой причине иностранные инвесторы покупают украинские банки: им прекрасно известно, что после выборов рост банковского сектора в Украине будет одним из самых высоких в мире.

- В прессе Вас называют человеком, который очень редко ошибается. Вы уже для себя делали прогнозы относительно того, какой будет наша экономика после выборов?

- К сожалению, сегодня очень много неизвестных факторов для того, чтобы давать какие бы то ни было прогнозы. Начнем с того, что политическая неопределенность в Украине будет сохраняться весь первый квартал будущего года. В январе пройдет первый тур выборов, потом наверняка будет второй, затем пройдет еще какое-то время до инаугурации. Так что раньше марта-начала апреля новый президент в свой кабинет не зайдет.

В зависимости от результатов выборов и той степени, в которой новый президент будет представлен в Верховной Раде, возможно, будет поднят вопрос о досрочных выборах в ВР. Так что "фактор выборов" может играть роль не только в первом квартале 2010-го, но и гораздо позже.

Остается неясным вопрос и с очередным траншем кредита МВФ. Если его дадут до конца года, можно практически однозначно говорить о девальвации гривны.

- И все же каков Ваш прогноз относительно курса доллара на будущий год?

- Для начала стоит отметить, что сегодня, исходя из покупательной способности гривны, курс должен составлять 3,2-3,5 грн./$. Но, к сожалению, украинская экономика настолько слаба, что курс национальной валюты не может определяться на основании этого параметра. Возможность иметь валюты, оцененные, что называется, "один в один" в соответствии с их покупательной способностью, есть лишь у стран с сильной экономикой - таких как Германия, Франция, Япония, США. Что касается остальных стран, то, например, валюты Португалии и Греции на момент вхождения в Еврозону были также достаточно сильно недооценены, у валют Польши и России степень недооценки еще больше.

Возвращаясь к прогнозу, могу сказать, что если бы у нас не было тех политиков, которых мы имеем сейчас, то адекватным курсом в следующем году мог бы стать 6,5 грн./$. Этот курс идеален, но нереален: ведь мы живем в этой стране и с этими политиками, каждый из которых имеет валютный вклад и хочет заработать. Эти люди будут стоять до последнего, не допуская укрепления гривны - им это просто выгодно. Поэтому, на мой взгляд, самым позитивным прогнозом курса является 7,5 грн./$. Если на этом остановимся - уже будет хорошо.

- Все мы знаем о двух лидерах предвыборной гонки. Как Вы думаете, будь на нашем месте европейцы, их выбор совпал бы с нашим?

- Думаю, нет. Хотя, конечно, все страны разные. Есть страны Западной Европы, такие как Франция и Германия, в которых такая ситуация, как в Украине, невозможна в принципе. Скорее всего, среди их лидеров были бы совершенно другие люди. Возможно даже те, которых сегодня вообще нет в списке кандидатов в президенты. Если взять такие страны, как, например, Италия и Греция - у них, наверное, было бы то же самое, что и у нас. В Польше и Чехии круг кандидатов был бы шире, но вполне возможно, что лидеры бы совпали...

- А если говорить о Ваших предпочтениях, есть ли среди кандидатов тот, за кого бы Вы не проголосовали ни при каких обстоятельствах?

- Я никогда не осуждаю человека, а осуждаю действия человека. Будучи знакомым со многими политиками, могу сказать, что все они - нормальные хорошие люди. У них хорошие семьи и вполне нормальные хобби: один увлекается садоводством, другой собаками, третий - рыбалкой... Правда, как только человек становится чиновником, его действия становятся не совсем хорошими. Но все же я склонен считать, что если человек совершил что-то плохое, это не означает, что он плохой человек. Может, он ошибся или чего-то не знал?..

- Наверное, именно этим - что они чего-то не знают - объясняется хроническая нелюбовь международных рейтинговых агентств к нашей стране. Из года в год они только и делают, что понижают рейтинги Украины!

- Что касается позиции международных рейтинговых агентств, то она по отношению к Украине предвзята, и за эту предвзятость Украина и украинцы расплачиваются высокими процентными ставками. К сожалению, ни Президент, ни Кабмин практически ничего не делают, чтобы спасти ситуацию и как-то наладить взаимоотношения с рейтинговыми агентствами. Почему МВФ нам дает кредит, а кредитные рейтинги понижаются? Это нонсенс!

- В последнее время в связи с кредитами МВФ все чаще слышно слово "откат", может дело в этом?..

- Откаты и коррупция есть во всем мире. В тех же США проценты, конечно, меньше, зато суммы фигурируют намного большие. Когда я видел, под какой мусор выпускается рейтинг высочайшего качества, а в этот же момент уникальному украинскому эмитенту присваивается рейтинг "свинарника", мой вывод был однозначен: рейтинговые агентства свои рейтинги дают за взятки. Конечно, вряд ли этим "экспертам" приносят кэш. Практика таких взяток давно отработана: взяточника приглашают выступить на конференции, выпускают его книгу или, например, приглашают с лекцией, и при этом платят гонорары в сотни тысяч и даже миллионы долларов. Но всем понятно, что это плата не за книгу и не за лекцию, а за ту услугу, которую он оказал ранее или еще окажет.

Я помню 2005 год. Все ожидали, что Украине тут же и немедленно повысят кредитные рейтинги. И это было бы объективно правильно: стране нужно было повышать кредитные рейтинги, причем сразу на несколько ступеней! Но никто ничего не сделал. Рейтинговые агентства подняли рейтинги Украины чисто символически, сделав своеобразный "реверанс" демократической власти, а на самом деле ничего не изменилось. Последствия для Украины были печальными: мы переплачивали по кредитным ресурсам, и многие инвесторы просто физически не могли зайти в страну: из-за рейтингов на уровне чуть ли не дефолта сюда могли прийти только спекулятивно настроенные инвесторы. Естественно, все это отрезало Украину от международных рынков капитала.

В прошлом году, когда кризиса еще и в помине не было, международные рейтинговые агентства прогнозировали, что Украине грозит дефолт, и тем самым "подогревали" ситуацию. Спустя время мы видим, что, несмотря на прогнозы, дефолта так и не случилось, так что слухи о кончине украинской экономики были сильно преувеличены.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
рейтинг
Голосов: 4
материалы по теме: Деньги, Выборы, Доллар, Гривна
комментариев (18) добавить комментарий +
васЯ 31.12.09, 15:39 цитировать
Григорий: Кем же он Найман, а? Вспоминается его "аналитика" рынка недвижимости в "Бизнесе" лет 5-6 назад. Смех, да и только. Он такой же анал итик, как Ксюша Собчаг - светская львица...
+100
Григорий 08.12.09, 15:02 цитировать
Кем же он Найман, а? Вспоминается его "аналитика" рынка недвижимости в "Бизнесе" лет 5-6 назад. Смех, да и только. Он такой же анал итик, как Ксюша Собчаг - светская львица...
Григорий 08.12.09, 15:02 цитировать
Кем же он Найман, а? Вспоминается его "аналитика" рынка недвижимости в "Бизнесе" лет 5-6 назад. Смех, да и только. Он такой же анал итик, как Ксюша Собчаг - светская львица...
Андрей 04.12.09, 04:05 цитировать
Рихард: C 2005 года внимательно читаю прогнозы и аналитику Эрика и всегда иду против формируемого им тренда. До сих пор только в плюсах. Особенно благодарен ему за лето 2008 года. Как я скупал доллар по 4.6 надо было видеть. Плакал, бил себя плеткой, увертывался от оскорблений в неверии в украинскую валюту и скупал скупал....Как я Вам благодарен Эрик за Ваши прогнозы! И семья моя в новой трехкомнатной квартире 106 кв.метров пришедшей за два месяца из воздуха.Обязательно "Пешите исчо".

Согласен, ибо делал тоже самое. Никогда не ожидал такую чухню от Ноймана услышать - он же умный спец. Да хоть бы украинский эмитент был "гиперуникальным", но зачем ему давать хороший рейтинг, если его могут зажать налоговая, фиктивно обанкротить, захватить рейдеры или государство. Его гиперуникальность так и останется, но ваши денежки скажут вам "бай-бай!". Кредитуют и инвестируют прежде всего при наличии доверия. А его к Украине нет.
Наши металлурги никогда не захотят дорогую гривну по 3.5. Это значит, что в украинская продукция на ровном месте станет дороже в 2.5 раза! Зачем ее тогда покупать? Посмотрите, как Китай сопротивляется укреплению курса юаня - они ведь тоже экспортируют много! Где логика, мр. Нойман? Зачем бред говорите?
А хорошие люди у власти это абзац вообще - выбирайте на расхват Ющ, Янык и Тюлька. Все хороши, один лучше другого. А мало их, так еще есть Лозинский, Ратушняк, Шуфрич, Азаров, Губский и весь остальной депутатский корпус - все хороши. Что ж страна в такой заднице, когда кругом такие хорошие люди?
Легкие наркотики употребляете?
kyryll 03.12.09, 20:36 цитировать
Сорри, Aliens. Приношу свои извинения. Прочитал более внимательно твой пост.

Aliens: Sorry,Хочу уточнить, что разговор шёл о банковском курсе гривны, а не о курсе гривны относительно американского долара.Кстати низкий курс доллара по отношению к евро как раз и есть один из способов спасения американской экономики.Совсем другое дело, что зелёные бумажки, напечатанные USA, не имеют никакого обеспечения и им место в общественных туалетах (как когда-то использовались украинские купоны). Поэтому американцы и живут так хорошо, что продают ничего не стоящую зелёную бумагу за вполне реальные товары: нефть, сталь, текстиль, и т.д.
Aliens 03.12.09, 18:38 цитировать
Sorry,
Хочу уточнить, что разговор шёл о банковском курсе гривны, а не о курсе гривны относительно американского долара.
Кстати низкий курс доллара по отношению к евро как раз и есть один из способов спасения американской экономики.
Совсем другое дело, что зелёные бумажки, напечатанные USA, не имеют никакого обеспечения и им место в общественных туалетах (как когда-то использовались украинские купоны). Поэтому американцы и живут так хорошо, что продают ничего не стоящую зелёную бумагу за вполне реальные товары: нефть, сталь, текстиль, и т.д.
Aliens 03.12.09, 18:29 цитировать
Не ожидал, что реакция отторжения некоторых комментаторов окажется сильнее элементарного понимания прочитанного.
Вам что важнее: иметь работу или видеть на полках товары, которые не за что купить - ? Правда когда товар полежит без реализации какое то время, то торговец вынужден будет сворачивать свою активность тоже.
А иметь работу вы можете только тогда, когда на ваш труд есть покупатель, и лучше за кордоном, чтобы деньги шли в страну.
Вы что, не въехали зачем Обама ездил в Китай и о чём он пытался договориться - ?
Vit 03.12.09, 16:15 цитировать
kyryll

Так он (Aliens) написал то же самое, что и ты. При повышении курса доллара экспортер выиграет, а при повышении курса гривни - проиграет. Читай внимательно! Ты пишешь то же самое, но почему-то не согласен.
ert 03.12.09, 12:16 цитировать
Согласен с комментарием kyryll,повышение курса доллара как раз выгодно экспортерам,которые продают свою продукцию за валюту и от этого в выигрыше,импортерам,которые завозят продукцию изза бугра повышение курса доллара оборачивается убытком при закупке товара.Мировая тенденция такая,что курс доллара падает по отношению к евро и рано или поздно,но доллар обязательно обесценится.Скорее всего мир перейдет на новую резервную валюту,вероятно евро.Поэтому и в Украине доллар должен падать в цене.Думаю что высокий курс доллара искусственно пытаются удержать те,кто зарабатывает на валютных спекуляциях.
васЯ 03.12.09, 10:20 цитировать
kyryll: Хоть бы не позорился. Давно такой чушни не читал. Экспортер продает свою продукцию за валюту, а потом меняет на местную. При подорожании валюты он только выиграет, так как продает продукцию все равно по старой цене (в валюте), а вот зарплаты платит уже меньше. А импортеры наоборот пострадают, так как закупают валюту на внутреннем рынке по завышенной цене, а повышая цены на импорт рискуют потерять клиентов. Да еще заплатят большую сумму при расстаможке товара. Что, не видел что ли, как в магазинах сократился ассортимент? Про остальные перлы вообще молчу. Лучше иногда помолчать, чем писать псевдоумную муть.Aliens: При анализе любой информации, получаемой по СМИ, необходимо задаваться простым вопросом: а кому это выгодно - ?Так и в данном случае.Начальнику управления финансовых услуг АКБ "Укрсоцбанк" Эрику Найману в данный момент (или в ближайшей перспективе) высокий банковский курс гривны (работая в Украине) будет скорее всего выгодным.Для украинских производителей, работающих на экспорт и таким образом непосредственно зарабатывающими валюту, любое повышение курса гривны смерти подобно. Технически отсталые производства могут конкурировать на мировых рынках только за счёт дешёвой рабочей силы. Но и здесь даже Китай и Индия на сегодняшний день бешенными темпами модернизируют своё производство и уходят в отрыв.Высокий курс гривны сделает Украину страной - импортёром и добьёт остатки местной промышленности. Что в принципе и необходимо мировым производителям: огромный рынок сбыта их собственной продукции.
Ты меня опередил. Я ему аналогичное собирался ответить.
1   2   »
 
Загрузка ...
Курсы валют   USD   7,87   7,90
Сегодня на ТВ
00:30 Музыка на Первом кулинарном.
00:35 "Цвет ночи".
02:30 Окончание эфира.
Загрузка...